Наземные функциональные дополнения
Дифференциальный метод. Суть дифференциального метода корректировки спутникового сигнала основана на относительном постоянстве значительной части погрешности СНС как во времени, так и в пространстве.
Реализация дифференциального метода возможна при наличии двух приемоиндикаторов. один из которых находится на земле, а другой — на борту ВС. Геодезические координаты наземного приемо-индикатора (именуемого контрольной станцией) в выбранной системе координат в WGS-84 или ПЗ-90 известны с высокой точностью. Точность определения координат контрольной станции должна быть не ниже: по широте и долготе 5 см, по высоте относительно поверхности эллипсоида 0.5 м. Контрольная станция принимает сигналы спутников и определяет текущие координаты, которые в дальнейшем сравниваются с координатами привязки контрольной станции. По результатам сравнения определяются поправки в координаты для данного района и для текущего момента времени. Полученные поправки передаются потребителям по специальной линии радиосвязи (см. рис. 2.4).
Данный метод приема сигнала относится к дифференциальному режиму работы СНС (Differential GNSS — DGNSS, Local Area Differential GNSS — LADGNSS) и позволяет повысить не только точность определения местоположения ВС, но и целостность сигнала.
Кроме существенного улучшения точности GNSS, дифференциальный метод позволяет существенно повысить целостность навигационной информации.
Дифференциальный метод используется как в наземных, так и в спутниковых функциональных дополнениях GNSS.
Наличие наземной системы функционального дополнения (GBAS) позволяет обеспечить все виды захода на посадку, вылета и маневрирование на рабочих площадях аэродрома: ВПП, рулежные дорожки, перрон.
GBAS включает в себя наземные и бортовые подсистемы. Наземная подсистема с помощью ОВЧ-передачи цифровых данных передает в бортовую подсистему корректирующие поправки к координатам и сведения о целостности сигналов спутников GNSS.
GBAS выполняет следующие функции:
1) обеспечение поправок к псевдодальности;
2) обеспечение данных для конечного этапа захода на посадку;
3) прогнозирование данных об эксплуатационной готовности дальномерного источника; и
4) обеспечение контроля целостности источника дальномерных измерений GNSS.
В том случае, когда наземная система функционального дополнения предназначена для обслуживания только в районе аэродрома, такая система имеет локальную зону действия и именуется «дополнительная система с локальной зоной действия» (Local Area Augmentation System — LAAS).
В наземных системах функционального допопнения LAAS станция слежения размещается в аэропорту или вблизи него. Сигналы такой системы принимаются ВС в окрестности аэропорта на расстоянии порядка 37 км. На рис. 2.5 представлена рабочая область LAAS при условии расположения передающих антенн в непосредственней близости от ВПП.